Григорий Зайковский

Художник


Участник творческого объединения PLOSKOSTI

Произведения Григория Зайковского постоянно балансируют на тонкой грани между спонтанностью и контролем, хаосом и точным расчётом. При этом каждая техника, в которой работает художник, каждая серия, которую он создаёт, становится творческой лабораторией, источником новых технических навыков и нестандартных художественных решений.
Оставаясь верным основным принципам объединения PLOSKOSTI, Зайковский, всё же, ввиду импульсивности его методов, склонен нарушать правила и выходить за рамки школы. Эта тенденция прослеживается уже на самых ранних этапах творчества художника, в частности, в коллаже. Отказываясь от органичного расположения элементов, от их плавного взаимного перехода, Григорий Зайковский создаёт многослойные и хаотичные композиции, часто не скрывает места склейки и, подобно цюрихскому дадаисту Хансу Арпу, допускает случайность в расположении фигур. Показательно и включение в пространство произведения фрагментов реальности, например, картонных кофейных стаканов, что опять же, отсылает к дадаизму, но, в данном случае — к эстетизации обыденности Курта Швиттерса.
Обучение у Дмитрия Стрижова позволило Григорию Зайковскому упорядочить его экспрессивные творческие импульсы, а его работам — обрести эстетическое измерение и стать более комфортными для восприятия рядовым зрителем. В первую очередь изменения коснулись колорита: элементы будущих коллажей стали сортироваться художником в соответствии с концепцией «цветового банка» — точно подобранных цветовых сочетаний. В крупноформатных живописных работах стала заметна серьёзная подготовительная работа, основанная на сотнях эскизов и пробных композиций.
В новой графической серии, которую Григорий Зайковский создал самостоятельно, и которая, без преувеличения может быть охарактеризована как его личный творческий прорыв, художнику удалось достигнуть точного соотношения между импровизацией и рациональностью. Об импровизационной стороне этих работ однозначно свидетельствует экспрессивный, напоминающий поллоковский «дриппинг», метод нанесения красок, при котором линии образуют абстрактную и гипнотическую паутину. Продуманность же каждого произведения обусловлена применением множества техник и инструментов: художник наносит краску на форму для печати с помощью мастихина, резины и ткани, тщательно отбирает оттенок и качество листа основы, контролирует колорит, ставший теперь более лаконичным и сдержанным, построенным на тонкой игре полутонов и контрастов.
Григорий Зайковский продолжает экспериментировать и совершенствовать свой пластический язык, стремясь к всё большему профессионализму.

Искусствовед Юрий Екимов

PLOSKOSTI 2023 — 2025